Кто убил VoIP-революцию?

06.01.09


(Начало здесь) Перспективы VoIP выглядели замечательно в 1999 году, когда была утверждена спецификация протокола SIP. Это обеспечивало совместимость сетей всех VoIP-операторов. VoIP-коммуникации обещали стать чем-то вроде email: т.е. все бесплатно, есть много провайдеров, у которых можно бесплатно получить интернет-телефонный номер, а если хочешь - можешь создать себе SIP-номер на собственном домене. Но часто ли вы видите SIP-телефон в контактной информации компаний?

На волне этой многообещающей технологии появилось большое количество VoIP-провайдеров (Vonage и компания), которые получили значительные инвестиции и собрались зарабатывать на IP-телефонии. В США для них даже были созданы благоприятные условия со стороны государства. И в начале 2000-х годов они неплохо начали и смогли вытеснить с рынка несколько телеком-операторов, специализирующихся на дальних звонках. Но что произошло потом?

Оказалось, что тарифы операторов традиционной телефонии брались "от фонаря", т.е. формировались не от затрат, а от платежеспособности пользователей. И когда VoIP-провайдеры пришли на рынок с меньшими на порядок ценами, эти телеком-операторы тоже значительно скинули цены. Кроме того, в это же время расцвели и мобильные операторы, которые предоставили еще один альтернативный канал голосовой связи со снижающимися ценами.

С другой стороны, VoIP-операторы уделяли больше внимания маркетингу, чем качеству связи. Фактически они никак не могли повлиять на скорость интернет-канала пользователя и мощность его компьютера. И, если сейчас с этими параметрами - все более-менее нормально, то тогда были проблемы. Поэтому IP-телефония до сих пор считается менее качественной, чем традиционная телефонная связь.

Интероперабельность VoIP-провайдеров тоже страдала (из-за конкуренции друг с другом). В большинстве случаев звонки с одного VoIP-оператора на другой проходили через сеть традиционной телефонии, поэтому были совсем не бесплатные.

В результате показатель цена/качество VoIP никак не стал революционным и у пользователей не было никаких оснований переходить с обычных телефонов на VoIP. И это понятно, т.к. пользователю (при прочих равных условиях) по-барабану, передается его голос по VoIP, по GSM или по телефонной линии. Затраты на VoIP-маркетинг не отбились и стартапы начали исчезать один за одним.

Единственный VoIP-провайдер, которого можно считать успешным (по крайней мере по популярности) - это Skype. И причиной тому (по словам Джонатана Кристенсена) является ставка не на "дешевую связь", а на использование всех возможностей интернет-коммуникаций вместе. Индикация онлайн-статуса, текстовый чат, передача файлов, видеосвязь - без этого голосовая связь в Skype - ничего не стоила бы.

И, как не парадоксально, именно Skype забил на главном обещании VoIP - открытости и совместимости сетей. Skype концентрировался на создании реально полезной штуковины, а не на том, через какие каналы и протоколы передается в нем голос.

Уже сейчас появляется большое количество стартапов и предложений от крупных вендоров, в которых используется VoIP. И нет соменения, что многие из них станут успешными. Но "рынок VoIP" прекращает свое недолгое существование, как случилось в свое время и с "TCP/IP рынком".

Продолжение следует...

Комментарии
veer | 06.01.09 | #
В результате показатель цена/качество VoIP никак не стал революционным

Есть еще одна сила, которой эта революция была не нужна - это производители оборудования. Крупнейшие поставщики VoIP оборудования - Cisco, Avaya, Nortel - они же и основные поставщики PSTN оборудования. И им не выгодно потерять большие рынки сбыта. Поэтому и цены на IP-оборудование до сих пор довольно высокие
роман | 06.01.09 | #
Skype. И причиной тому (по словам Джонатана Кристенсена) является ставка не на "дешевую связь"

да, и не будем забывать, что Skype - это прежде всего не дешевая, а бесплатная связь в пределах интернета
voipfan | 06.01.09 | #
И, как не парадоксально, именно Skype забил на главном обещании VoIP - открытости и совместимости сетей.

а сейчас Skype уже всячески ищет способы интеграции с другими сетями и VoIP-решениями.

В целом, идея правильная. Чистый VoIP обладает малой ценностью. А вот в связке с интернет-приложениями, особенно с бизнес-инфраструктурой он дает гараздо большую ценность
Korenev | 06.01.09 | #
Но часто ли вы видите SIP-телефон в контактной информации компаний?

скайп-номер можно встретить гараздо чаще :)
Keyout | 06.01.09 | #
Но "рынок VoIP" прекращает свое недолгое существование

имхо, это все не более чем условности, смотря что под этим понятием имеется ввиду
pbxware | 11.05.09 | #
Приложения типа Asterisk, FreeSWITCH тоже вносят свою лепту :-)